Жизнь и творчество П.А.Флоренского
Автор Administrator   
24.04.2008 г.
П Л А Н : .
I Введение
II Биография
III Творческое наследие П. Ф.
IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала
а) его представления об общественном идеале
б) исследование проблемы общественного идеала
V Зримый рай Павла Флоренского
VI Павел Флоренский и наука XX века
а) введение топологических структур и единство научно-
го знания ;
б) новая теория исторического процесса.
в) формирование новых научных понятий , Московская ма-
тематическая школа , основной вопрос философии .
VII Заключение

Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель
, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,
последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-
ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем
великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины ,
как Московская математическая школа . Многое , слишком многое в
его трудах связано , конечно же , с конкретными , характерными
только для тех лет увлечениями научной мысли , некоторые далеко
не тривиальные идеи его оказались просто ошибочными , - например
, о близком и полном крахе культуры " Возрожденческого типа " .
Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо-
му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно-
го и каких глубоких мыслей , идей , понятий все - таки остается
в конце концов как непреходящая , навсегда " депонированная " в
человеческую культуру духовная ценность . И это страшно нужно
нам сейчас для более глубокого понимания того , что же случилось
со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать .
В отечественной истории П.А.Флоренский предстает фигурой уни-
кальной и глубоко закономерной , порожденной как бы самой логи-
кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс-
литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са-
мых разных областях : был математиком , физиком , инженером ,
искусствоведом , историком , филологом , историком и богословом
. Столь разносторонние интересы отнюдь не обособлялись друг от
друга ; напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс-
шей духовной истине , в утверждении " онтологичности духовного
мира " , прочной опоры мимотекущего в вечности . В своем твор-
честве Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,
которого искала русская мысль на протяжении всего XIX века : от
любомудров и славянофилов ( В.Ф.Одоевского , А.С.Хомякова ) до
Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева . В " Автореферате " , написанным
Павлом Александровичем в середине 20-х годов специально для "
Энциклопедического словаря Русского библиографического словаря
Гранат " , он определяет " свою жизненную задачу " как " продол-
жение путей к будущему цельному мировоззрению ". Не случайно
устремляющемся в конечной цели к преображению мира и человека ,
к " восстановлению всяческих " . В искусствоведческих работах
советского периода ( " Храмовое действо как синтез искусств ",
1918 ; " Анализ пространственности в художественно - изобрази-
тельных произведениях " , 1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-
нее функциональное сходство разных искусств , их живое творчес-
кое единство в храме и храмовой службе .
Родился П.А.Флоренский в местечке Евлах Елизаветпольской гу-
бернии ( ныне Азербайджан ), в семье инженера , Строившего за-
кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-
ну древнего армянского рода Сапаровых . Отец и мать , как вспо-
минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир , не-
зыблемый и прочный , в " рай , которому бы не была страшна ни
внешняя непогода , ни холод , ни грязь общественных отношений ,
ни , кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу-
боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства
, духовного взращивания семьи было для него не менее важным ,
чем научные изыскания , чем работа , чем пастырское служение .
Но возводил он ее на более стойком фундаменте чем отец . Алек-
сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого ( долгое
время они ничего не знали о дедах и прадедах ) и от религии, от
соборного единства Церкви . Тому были свои причины : оба , и
отец , и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-
ным христианским исповеданиям . Сын же их восполнил односторон-
ний культ семьи культом рода , сердечной памятью о предках ,
непрестанным обращениям души и ума к выносившем его поколениям (
для воспитания в собственных детях этого чувства он написал вос-
поминания об отце , дедах , прадедах , о себе самом , своем
детстве , юности , как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,
сопричтенностью к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и
любви , преодолевающей губительность розни .
У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-
ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-
ческой гимназии он поступает на физико - математическое отделе-
ние Московского университета . Параллельно изучает философию на
историко - филологическом факультете под руководством известных
философов и профессоров С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-
тина (1855-1920) . По окончании же курса поступает в Московскую
духовную академию . В 191 г. защищает мастерскую диссертацию " О
духовной истине " и принимает сан священника . С этого времени
окончательно определяется своеобразный параллелизм , внутренняя
сопряженность его духовных и научных занятий . Он читает лекции
по истории философии в Духовной академии , редактирует журнал "
Богословский вестник " , преподает физику и математику , разра-
батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и
т.д.
В1914 г. выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-
тины . Опыт православной теодицеи " , переработанная им из дис-
сертации . Здесь развивается соловьевская концепция всеединства
к идея Софии . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-
сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ
изложения материала ( богословские рассуждения сопровождаются
математическими выкладками , примерами из самых разных областей
) свидетельствовали об особой позиции мыслителя , о стремлении
привести к согласию религию и точное знание , о глубокой убеж-
денности в равноположности истин веры с истинами настоящей ,
нравственно ориентированной науки . В 20-ее годы у него у него
уже окончательно складывается система " конкретной метафизики "
, где он пытается выстроить цельную картину бытия путем анализа
различных его уровней и устойчивых структур , а также выявление
символов горнего мира . В 1922 году Флоренский готовит к печати
большую работу " У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-
зики " ( включает главы об обратной перспективе , о науке как
символическом описании , об антиномии языка , философии имени ,
органопроекции и т. д. ) , но она так и не вышла в свет .
П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины , ощущал нравствен-
ный долг перед грядущими поколениями , стремился сохранить в
России основы духовной культуры . " Можно сказать , - писал Бул-
гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками
и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он
восхотел до конца разделить судьбу со своим народом . Отец Павел
органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного
или невольного отрыва от родины , и сам он и судьба его есть
слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-
тупление . "
Талантливый ученый в сталинское время подвергся травле по
всем направлениям своей творческой деятельности . Так , работа
по сохранению Троице - Сергиевой Лавры была истолкована как по-
пытка создать " православный Ватикан " , преподавание во ВХУТЕ-
МАСе - как создание " идеалистической коалиции " с В.А.Фаворским
, а теоретическая работа , в которой описывался электроинтегра-
тор - прототип современных аналоговых машин , была названа дале-
кой от науки .
В 1928 году ученого ссылают в Новгород , но затем возвращают
по ходатайству Е.П.Пешковой . В 1933 г . он был осужден на 10
лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-
ся его прибывание в Соловецком лагере . Но и здесь несмотря на
все издевательства и мучения не прекращается его творческая дея-
тельность . В частности , он занимается проблемой добычи йода и
агар - агара из морских водорослей и делает более десяти запа-
тентованных научных открытий . 25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-
кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг мыслителя
подошел к концу.
П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-
ют публиковаться с 70-х годов в богословских изданиях , с конца
80-х годов в светских изданиях в России . В 1990 Г. выходит трех
томное собрание его сочинений , включающее основные философские
труды . Его творчеству посвящают статьи , докторские и канди-
датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-
кого преобретает систематический характер .
В творческом наследии отца Павла Флоренского произведениям
принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .
Помимо сугубо литературных достоинств поэтические произведения
его несут в себе и затаенные , гностические мотивы , символы ,
которые он рассматривал как термины из духовного мира .
Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,
обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений " В вечной
лазури " .
Сборник этот построен как цельная соната из библейских реми-
нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные
размеры и рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной
строфикой , сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает внимание
стихотворение " Назорей " , в котором ветхозаветный обряд назо-
рейства , добровольного аскетического подвига , описанного в
Книге Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте
посвящения :
Пред Тобой не поставлю свечи ,
не возжгу я лампад .
Златотканной узорной парчи
не одену наряд .
Облеченный в мерцающий лен ,
сам хочу пламенеть .
И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,
бледным воском сгореть . 55 0
Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в
этом контексте .Свет и Пламя на языке гнозиса означает знание и
любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-
беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-
жественную свободу - рождение в новую жизнь .
В этом сборнике , в отличие от более ранних , поэтическая
символика Флоренского заметным образом " оцерковляется " . Не
случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-
ны в журнале " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора
Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .
В стихотворении " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-
ловность и в то же время многозначительность ассоциативной сим-
волики . Традиционные значения символов перемежаются здесь с их
контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-
ческом фоне , в более широком контексте . Лепестки цветущих ви-
шен сменяются хлопьями снега , ветви деревьев пронзают душу как
копья , а саван оказывается подвенечным убором :
- Гляди-тко , родимый .Гляди-тко : в цвету
за окнами вишни белеют ,
и ветром весенним - смотри! - на лету
несет лепестки их и веет !
-Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит
метельный и мертвенно-белый .
Прохожий замерзший вон видишь ? -
спешит
и дышит на ус индевелый .
- Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .
Послушай ... гудят колокольни .
В истоме все сладкой за этим стеклом .
Пойдем же к истоме безбольной !
- Там нет лепестков так куда ж я пойду .
По савану ? в снежныя хлопья ?
Там ветви стенают в холодном бреду
и тянутся к небу как копья .
- Не саван ! Нет , это -венчальный убор .
Дрожит мое сердце : Он близко ... 5 6
Поэма " Белый камень " , посвященная А.Белому , написана Фло-
ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-
липсиса - " Побеждающему дам вкушать сокровенную манну , и дам
ему белый камень и на камне написанное новое имя , которого ник-
то не знает , кроме того , кто получает "
Под сокровенной манной и белым камнем , очевидно , подразуме-
ваются символы ; по традиционному толкованию , тело и кровь
Христа , которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-
вор Божьего Суда над каждым христианином , наказание или награда
.
По другому толкованию , более близкому гностикам , белый ка-
мень - цвет радости и победы - знак принятия в Небесное Царство
; новое имя -внутреннее обновление , перерождение и посвящение ,
позволяющее вступить в это царство . Получение белого камня -
знак принадлежности к белому братству , как мистическому ордену
. Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-
шение божественного усыновления в жизни вечной .
Знаменательно , что для поэзии Флоренского типичны сновиден-
ческие образы , и именно в гностическом обрамлении они получают
верное истолкование .Вот , например , фрагмент из стихотворения
" Весна . Над Москвой - рекой " :
Сладкой тоской изнывая , стою над рекой и не знаю ,
что , в эту ночь оживаю , иль в Вечную Жизнь умираю .
Странно внутри так звенит ...
Или храма то отзвук несется
плавно - широкой волною . Иль новая сила дается ?
Сердце от радости плачет ... 5 7
Нужно обратить внимание на то , что у Флоренского есть нес-
колько стихотворений с одинаковым названием " Сон " . В одном из
них написанном в Тифлисе в 1901 году , запечатлены следы того
удивительного состояния , когда в жаркий полдень на лесистом бе-
регу Куры Флоренский испытал состояние транса и наития и ему
вдруг открылась относительность и условность позититвизма и не-
зыблемость вечных духовных истин . " В какую-нибудь минуту , -
вспоминает Флоренский , - пышное здание научного мышления рассы-
палось в труху , как от подземного удара ... Произошел глубинный
сдвиг воли , и с этого момента смысл умственной деятельности из-
менил знак " .
Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики
к символике церковно литургической . Направление этой эволюции
заметно уже на страницах сборника " В вечной лазури " . Влияние
на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали , как это не
парадоксально на первый взгляд , оказали народные частушки . "
Частушка - это народное декаденство , народный индивидуализм ,
народный импрессионизм " , - пишет Флоренский .
" Все дороги ведут в Рим " . А дороги , как известно , состо-
ят из разных " стадий " . Гностическая " стадия " на пути отца
Павла открыла ему высокие духовные озарения , и не следует ее
умалять ни ревнителям ортодоксальной церковности , ни привержен-
цам точного знания .
Можно с полным правом говорить о своеобразных социально - по-
литических воззрениях П.А.Флоренского , раскрывающих его предс-
тавления об общественном идеале . Мы находим их в таких работах
,как : "Около Хомякова" , "Философия культа" , "Обратная перс-
пектива" , "Итоги" , "Троице-Сергиевая Лавра и Россия" , "Пред-
полагаемое государственное устройство в будущем" и др .
Проблема общественного идеала не может быть понята без обра-
щения к культурологической концепции П.А.Флоренского , сущность
которой связана с интерпретацией понятия " культура ". Культура
рассматривается философом как специфический вид деятельности ,
направленной на раскрытие безусловных ценностей .Само этимологи-
ческое происхождение слова считает он , свидетельствует о том ,
что культура есть порождение , " прорастания культа , побеги его
, боковые ветви его " 51 0. Поэтому он называл свое понятие культу-
ры сокральным , т.е. исходящим из признания священнодействия ,
таинства в жизни человека и общества . Он писал : " Вера опреде-
ляет культ , а культ миропонимание , из которого следует культу-
ра " . 5 2 0
Идеалом общественного устройства , соответствующим сакрально-
му пониманию культуры , П.А.Флоренский считает теократическое
государство с монархической формой правления , ,далеким прототи-
пом которого является Византия . Именно в теократии происходит
освящение власти . Строение теократии строго иерархично : вос-
хождение к миру горнему имеет ступени . Являясь отражением мира
Божественного , теократия воспроизводит его иерархию . " Граж-
данское устройство , - пишет Флоренский , - мыслится как отобра-
жение небесной иерархии , Христом возглавляемой " .
Идеалом общественного устройства , соответствующим рациона-
листическому миропониманию , является , с точки зрения философа
, идеал , обожествляющий " искусственную революционную государс-
твенность " , утверждающий преимущество представительской формы
правления перед христианской монархической властью . Это привело
к духовному опустошению мира государственного и личностного .
Общество утратило свою целостность . Отказ от феургического де-
лания в государственной сфере повлек за собой взаимоотчуждение
людей и распад духовной жизни личности .
Важной вехой в исследовании П.А.Флоренским проблемы общест-
венного идеала является его работа " Предполагаемое государс-
твенное устройство в будущем " . В ней П.А.Флоренский , во-пер-
вых , формулирует общие положения любого государственного уст-
ройства , претендующего на статус разумности ; во-вторых , раск-
рывает сущность современного ему этапа культурного развития че-
ловечества , оценивает представительную демократию и монархию
как формы правления ; в-третьих , дает развернутую характеристи-
ку сложившегося к началу 30-х годов советского общества , в-чет-
вертых , представляет конкретный социально-политический идеал ,
при воплощении которого в СССР возможно преодоление возникшей в
обществе кризисной ситуации и оздоровление общества .
По-мнению Флоренского , для функционирования государства нуж-
на прежде всего разумность государственного строя .Она зависит
от " ясного понимания основных положений , к которым должна
приспособиться машина управления " 53 0, т.е. идеей метафизического
плана , из которых исходит государственный деятель . Государство
не может быть разумным , если несется без руля и ветрил , не
имея прочных идеальных основ своей деятельности . " Мудрость го-
сударственного управления , - пишет Флоренский , - не в истреб-
лении тех или иных данностей ... а в их умелом направлении ."
Существующие представительские формы правления , по мнению
Флоренского , не в состоянии решить главную задачу государства :
сочетать свободу проявления людей с необходимостью направлять
политическое целое к решению его собственных задач . Прочность
представительской формы правления проявляется прежде всего в
легкомысленном отношении к политике , в убеждении в ее доступ-
ности всем без исключения . Вовлекая своих граждан в политику ,
представительное государство способствует ее вырождению , ее
превращению в политиканство . Борьба за политическую свободу
оборачивается исключительно опасным обманом и самообманом народа
, так как возникающее в итоге государственное устройство , " не
давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабля-
ет целое " . Ни одно правительство , если оно не желает себе
краха , заключает мыслитель , не должно опираться на решения
большинства .
Будущее Нашего общества Флоренский связывал с провозглашением
децентрализации и индивидуализации . В союзном устройстве должна
быть проведена большая индивидуализация отдельных республик во
всем , что не затрагивает целостность государства . В целом же
экономический порядок в стране может быть охарактеризован как
государственный капитализм , когда орудия производства принадле-
жат непосредственно государству .
Будущее экономической жизни страны Флоренский видит в своеоб-
разной изоляции ее от мирового рынка , продиктованной в первую
очередь экспансионистским устремлением Запада . Слепо копировать
западные образцы нельзя . То , что за границей естественно , для
нас будет искусственно . " Чутко прислушиваясь к заграничному
опыту , - подчеркивает ученый , - мы должны решать свои задачи и
своими средствами . " 5 4 0
" Мнимости в геометрии " - важный труд Павла Флоренского , За
который он испил в полной мере чашу мученичества в Соловках и
расстрела в 1937 году .
Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-
ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный
удар по материализму , считающему материю главной реальностью
мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-
зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-
ретают истинную реальность .
Священник и богослов Павел Флоренский умышленно отказался
здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-
ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-
зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-
верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-
го опыта . Это настоящее " опытное богопознание " , известное с
древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за
истиной , которая сама ведет к Богу .
В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в геомет-
рии " справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к
средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и
цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-
верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-
го мира из света : " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет
" .
Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,
вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-
тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-
никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной
меньше булавочной головки .
Однако Флоренский пошел в этом направлении намного дальше
Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-
чивается реальность , для автора " Мнимостей в геометрии " она
только начинается . Флоренский считает , что скорость света
300000 километров в секунду - не предел , а только граница между
миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча
очерчивает все пределы земного мира . По звездному времени это
сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает
между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .
Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-
ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-
мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе
между нашей и " мнимой " , а правильнее сказать - вечной реаль-
ностью .
Здесь необходимо вспомнить " Иконостас " Флоренского и его
учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная
перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как
бы охватывающей зрителя .Плоскость иконы - это реальность . "
Мнимость " - сферическая вогнутость , создаваемая взором и
кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-
тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "
- зримый рай .
Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до сих
пор понимают немногие .
Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века явля-
ется , введение и систематическое использование им - для точной
, математической экспликации своих , ныне революционизировавших
естествознание идей новых - топологических структур современной
математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению со-
вершенно новой , чисто математической " онтологии " мира , нача-
тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими
другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .
Новые существенно важные компоненты самых современных теоре-
тических концепций естествознания опираются , оказывается , на
главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-
лагающего раздела современной математики - топологии как наибо-
лее общего , современного учения о пространстве - о том , как
конкретно любые объекты научного познания " выстроены " в преде-
ле из своих " частей " - любого рода их подобъектов . Топологи-
ческие структуры - структуры предельного " прилегания " , пре-
дельной " составленности " целого из любых своих " частей " -
наряду с алгебраическими структурами - являются наиболее фунда-
ментальными для всей современной теоретичесой механики , а зна-
чит , и для современного научного знания в целом .
Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века то решение
вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши
дни : " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между
двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме
того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-
ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками
..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-
ки . Так словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием
познающего и познаваемого ... хотя и оставаясь разделенными
пространственно , они оказываются совмещенными друг с другом .
Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое серьезное ,
концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-
пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .
Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только
начинала складываться - и именно он был первым в мировой науке
XX века , кто начал применять ее новые , более глубокие общест-
венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-
ных научных , философских проблем , в частности , прежде всего
для более основательного осмысления того , как надо понимать в
наше время единство научного знания и сам процесс исторического
развития .Надо отдать должное врагам ученого : интуитивно они
совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-
общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского
- иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-
учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе
первой в мире систематической монографии по теории множеств -
известной книги Хаусдорфа " Теория множеств " , конечно же , со-
вершенно " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в
идеологическом плане ? Очень жаль , что в результате наветов
отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом
очень результативном , эффективном движении философской мысли XX
века , одним из основоположников которого он , собственно говоря
, и являлся в России , в постепенном обобщении и теоретическом
углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики
- топологии - до статуса основополагающих , лежащих у самых ис-
токов человеческого познания философских категорий - категорий "
Гегнет" . Это смог сделать только другой великий философ XX века
- Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга
П.А.Флоренского перед философской наукой XX века - выявление на-
иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-
рического развития , разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне
построение подлинно научной , современной историософии . Он на-
чинает с еще очень непростой классификации основных типов чело-
веческих культур , известных документальной истории , выделяя в
ней два главных , наиболее важных подразделения : культуру тра-
диционные и культуры , в его терминологии , " Возрожденческого
типа " , которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила
начиная с Ренессанса , Европа Нового Времени , а в зачаточном ,
еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0
Еще один большой круг гносеологических проблем , очень инте-
ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших пос-
ледующее - весьма интересное и основательное - развитие в фило-
софской науке XX века , связан с конкретными особенностями фор-
мирования наиболее глубоких , самых общих и фундаментальных по-
нятий тех научных теорий , которые определяют ныне само наше "
видение " мира - миропонимание нашего времени, - таких , напри-
мер , как квантовая теория или теория относительности . Конечно
, здесь он - как и вся русская философия того времени -находился
под сильнейшим влиянием неокантианства . Но и здесь он смог ска-
зать много нового и очень интересного .
Как он мог тогда , - в самые перовые десятилетия нашего , XX
века - в страшнейших , нечеловеческих условиях жизни так тонко и
безошибочно выделить , определить тот класс математических
структур , с помощью которых мы , уже в самом конце этого века ,
будем только начинать решать все эти , очень кратко описанные
выше серьезнейшие и труднейшие научные проблемы , - это , пожа-
луй , самое загадочное и удивительное во всей жизни и делах отца
Павла . Не одно поколение исследователей еще будет " в великом
изумлении " стоять перед этой удивительной загадкой .
Подводя итог следует вспомнить слова Е.Н.Трубецкого , которые
он сказал , характеризую творчество философа : " Движение его
мысли определяется тем же основным контрастом , который опреде-
лил собою весь ход развития русской религиозной мысли : это , с
одной стороны , - бездна зла , греховный миро , внутренне рас-
павшийся , " рассыпавшийся в противоречиях " , а , с другой сто-
роны , " свет Фаворский " , в непроходящей реальности коего ав-
тор глубоко убежден . "Видимо , это высказывание можно применить
ко всему жизненному пути отца Павла , испытавшего в своей безв-
ременно оборвавшейся жизни бездну обрушившегося на него зла , но
и восторжествовавшего над собственной смертью тем светом подлин-
ной духовности , который не померкнет , пока жива Россия .
Л И Т Е Р А Т У Р А : . 0
11) 0 Е.М.Амелина П.А.Флоренский : проблема общественного идеала .
Социально - политический журнал , N 9-10 , 1994 г.
12) 0 Е.В.Иванова Флоренский и Христианское Братство Борьбы .
журнал Вопросы философии , N 6 , 1993 г.
13) 0 Г.Гачев Русская дума . :М., 1991.
14) 0 Б.Цейтлин Физика - миф - свобода .
журнал Знание - сила , N 12 , 1992 г.
15) 0 Сборник Русский космизм .
16) 0 И.Акчурин П.А.Флоренский и наука XX века
журнал Свободная мысль , N 10 , 1993 г.
17) 0 В.Никитин Продлить на мгновение мечту ...
журнал Наука и религия , N 10 , 1992 г.
18) 0 К.Кедров Зримый рай Павла Флоренского .
журнал Наука и религия , N 7 , 1993 г.


 
« Пред.   След. »

RSS 2

.

Юличка
(2012-03-06 00:15:07)
igor091161
(2012-03-01 20:43:12)
nadinna
(2012-02-17 16:05:42)
Талгат
(2011-11-02 16:25:33)
Aidano4ka
(2011-10-12 07:44:42)
.